Терапевтические отношения: отношения клиент — терапевт

Терапевтические отношения это отношения между клиентом и психотерапевтом, возникающие в процессе психотерапии. Для создания отношений необходимо определенное количество встреч, не менее 5-10 сессий и более.

В процессе сессий терапевт задает себе вопрос:

Какие отношения возникают между мной и клиентом?

Как правило клиент формирует привычные отношения, которые у него происходят в реальной жизни.

В ответах на вопросы:

1. Что происходит межу мной и клиентом?

2. Какие отношения мы создали?

3. Как это было раньше в твоей жизни?

4. Как действовать по новому?

  • содержится ресурс как для клиента так и для терапевта.

Очень часто клиенты возникают из жизни и опыта терапевта — из «фигуры» терапевта.  Клиент говорит больше о жизни терапевта, чем о своей жизни. Если терапевт склонен к депрессии то и клиенты будут приходить депрессивные.

Если терапевт – не признает свои качества и проблемы, то клиент это всегда считывает на бессознательном уровне – из фона и поднимает именно эти проблемы.

Клиент пришел с проблемой и ему очень нужен ресурс от терапевта.

Терапевт отслеживает свои чувства и ощущения – в сессии и аккуратно предъявляет клиенту.

Все новое, во время терапии, —  осознавание, озарение, инсайт – мало  ! Это новое блокируется и нами в мир не переносится. Важна ежедневная работа над собой.

Первым на отношения терапевт клиент обратил внимание Зигмунд Фрейд при анализе работы доктора Брейера и пациентки Берты (Анна О.) из которого он вывел:

1. Теорию шаблонов.

Кратко теория говорит о том, что с детства мы устанавливаем шаблоны или паттерны поведения, которые мы подстраиваем под отношения в будущем. Все настоящие и будущие отношения будем подгонять под сформировавшийся паттерн. Отношения между папой и мамой, где например, мама была самый фрустрирующий персонаж – клиент переносит на отношения с женой. Клиент «подгоняет» и вовлекает терапевта в такие отношения.

2. Вынужденное повторение или навязчивое побуждение к повторению.

У нас есть потребность воспроизвести сложные или трагические ситуации в реальной жизни, которые были у нас в детстве. Воспроизводим ситуации, эмоционально окрашенные, которые плохо заканчивались. Не воспроизводим хорошие и приятные ситуации потому, что они ассимилируются. В таких ситуациях у нас есть желание организовать счастливый конец, но это не возможно. Такая же ситуация возникает между терапевтом и клиентом, это и называется переносом. 

Вторым психотерапевтом, который внес значительные изменение на отношения клиент – терапевт был Карл Роджерс.

В отличие от Фрейда, он не был врачом и слово пациент, заменил на термин клиент. А процесс «лечить» на процесс «любить». Греческое понятие любви «агапе» , в отличие от «эроса»  понимает любовь как желание удовлетворить потребность любимого человека.

Карл Роджер внес три важных аспекта в отношениях клиент-терапевт:

1. Искренность или конгруэнтность. Терапевт может иметь собственные мысли, чувства, показывает, что открыт переживаниям и предъявляет это клиенту.

2. Эмпатия – воображаемое проникновение в переживания другого. Терапевт пробует пережить весь ужас и боль клиента вместе с ним, так же как проживает клиент.

3. Безусловно положительные отношения. Если я не с вами, то тогда зачем эти отношения. Терапевт – всегда с клиентом.

Третий важный момент в терапевтические отношения внес Мертон Гилл.

Это ре-переживание или повторное проживание травмы. Мертон Гилл предположил, что клиент выстраивает отношения с терапевтом так, чтобы прожить снова давнюю травму, давно забытую сознанием, вытесненную далеко в бессознательное или фон, потому, что была нанесена сильная боль.

В случае возникновения таких отношений:

  • Терапевт проживает снова с клиентом травматическую ситуацию, вместе с ним. Так, чтобы он перепрожил боль и ужас ситуации вместе с терапевтом, а не один.
  • Клиент должен выразить свои чувства на терапевта, как новый объект старых чувств.
  • Терапевт должен выдержать это и не сбежать (часто травма клиента, совпадает с травмой терапевта)
  • Пробовать научить клиента осознавать травму и дальше с ней жить.

Ханс Когут четвертым внес дополнение в терапевтические отношения.

Во время длительного периода терапии с одной из клиенток, клиентка требовала от него одного и тоже.

И тогда он задал себе вопрос: «Что именно клиентка не получила у родителей?», «Что она может получить от меня?».

Ответы на эти вопросы он изложил в теории самости, которая содержит следующие положения:

1. У каждого человека есть потребность быть отраженным в другом человеке. (здоровым способом потребность удовлетворяется в ребенке до 2-3-х лет)

2. Потребность в идеализации другого. Должен быть идеальный человек в жизни клиента (Тренер, учитель в подростковом возрасте до 18 лет)

3. Потребность быть похожим на других.

Как видно из выше изложенного отношения между психотерапевтом и клиентом многовариантный и сложный путь — отношения двух человек. И конечно, психотерапевт занимает более высокую позицию, чем клиент. Но это путь двоих — со взаимным ростом, взаимной болью, ответственностью и совместным чувствованием жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *