Зависимость. Зависимые отношения. Гештальт подход.

Клинические признаки зависимости от вещества (игры).

1. Потеря контроля за употреблением. Это касается как вещества так и потраченного времени на предмет зависимости. Именно для этого – в казино нет часов и окон, чтобы поддерживать эту потребность у игроков.

2. Наличие синдрома отмены вещества (ломка)

3. Сужение интереса человека к жизни, к другому человеку до интереса контакта с веществом.

4. Маниакально активное состояние.  Потеря чувства усталости. Потеря чувствования себя. Измененное состояние сознания .

5. При отсутствии вещества —  боль,  обвинение мира в отсутствии вещества.

Гештальтпсихотерапия не работает с клиническими формами зависимости.

Эмоциональная зависимость.  (Признаки)

1.Есть яркое переживание собственной не свободы. (Например – «Я зависима от денег, которые мне дает муж»)

2. Человеку не нравится это чувство не свободы и это вызывает чувство стыда и чувство вины. («Я виновата перед мужем, за то, что он тратит на меня деньги»)

3. В случае потери стабильности зависимости – сильная тревога. Успокоение достигается совершением привычным действием. («Хочу новое пальто. Пойду у мужа попрошу денег.» Если деньги получила – то все хорошо, если нет – тревога. )

4. Страх потери. – угроза стабильности зависимых отношений. («Мне страшно, что муж уйдет к другой.» «Мне страшно, что я потеряю близость» и т.д.)

5. Каждый считает, что в проблемах виноват другой человек.

6. Испытывают трудности в регуляции своего эмоционального состояния без привлечения партнера по зависимости.

Если клиент «зависимый», он приходит к терапевту за зависимыми отношениями.

Любая зависимость – это бегство от себя – в слияние с кем-то или с чем-то.  Зависимы человек не может чувствовать себя хорошо, без объекта зависимости.

Потеря объекта зависимости сопровождается сильнейшей тревогой и ощущением потери части себя, как будто «отрезали» часть человека.

Зависимому человеку всегда нужен кто-то, кто сможет сказать : «Как жить, как делать». Не ощущают себя, только другого.

Задача – не разлучаться, быть всегда вместе.

Контрзависимые отношения.

Это отношения в которых основной лозунг : «Никто никому ничего не должен !»

Болеем – одни, умираем – одни, совместность не возможна.

Совместность рождается, когда находят ответ на вопрос: «Как быть вместе, а не убежать ?»

Контрзависимые люди,  это как правило люди,  которые в детстве были одиноки и над ними сильно издевались родители.

Это отчужденные, отстраненные, враждебные люди, ничего не чувствуют.  Задача – удержаться на расстоянии, не возможность приблизиться.

Привязанность – друг к другу, это здоровая зависимость, благодаря которой человек эволюционировал.

Созависимые отношения

Человек становится созависимым, когда будучи ребенком, очень хотел быть с родителями. Но для того, чтобы быть с родителями нужно было что-то сделать для родителей – хорошее поведение или оценка.  Такие люди очень часто договаривают конец предложения за собеседником. Они всегда угождают, присоединяются, «прилипают» к другому. Пример – жена алкоголика.

Феноменология эмоциональной зависимости.

1. Это всегда парный феномен (в том числе, человек – группа)

2. Треугольный феномен (Треугольник палач-жертва-спасатель)

3. Амбивалентные, противоречивые чувства (Люблю – ненавижу.)

4. Острые всплески, переживания чувств, боль либо хроническое напряжение низкой интенсивности.

5. Увязка, ощущение, что ходишь по кругу.

6. Потеря чувства времени.

Гештальтпсихотерапия говорит о том, что 100% излечения быть не может.

Психотерапия помогает в 30% случаев и поэтому гарантий не дает, дает шанс на новую жизнь.

Этапы работы.

1. Осознание зависимости клиентом. Признание своей зависимости. «Я болен. Я алкоголик.»

2. Проживание бессилия и ужаса бессилия рядом с клиентом на границе контакта.

3. Работа с феноменологией (Техника работы с «горячим» стулом)

4. Работа с детской травмой.  (Проживание горя, боли, потери)

5. Восстановление функции SELF.

Дополнительные ресурсы:

6. Смена социальной среды, среды общения.

7. Замена “вредной” зависимости на “менее вредную”. (Замена алкоглоизма – жизнью в монастыре)

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ИНТЕРВЕНЦИИ В ГЕШТАЛЬТ ПСИХОТЕРПИИ.

Клиент на сессии с терапевтом всегда действует привычным образом. Таким образом, как он привык действовать в повседневной жизни.

Поэтому ВСЕ – что вносит терапевт рядом с клиентом это интервенция. Интервенция это осознанное действие терапевта по отношению к клиенту направленное на осознавание происходящего между терапевтом и клиентом и на формирование нового опыта клиента.

Виды интервенций.

1. Побуждение к осознаванию.

В данной интервенции терапевт задает вопросы:

Данная интервенция уместна, когда чувствуется отсутствие конгруэнтности между словами и движениями тела, когда сдерживаются слезы. Для замедления и осознавания. Данная интервенция снижает вероятность проекции клиента на терапевта.

2. Интервенции при работе с нарушениями на границе контакта.

2.1. Интервенция при слиянии (конфлюенции).

Интервенция побуждает к осознаванию своих чувств и переживаний.

Терапевт задает вопросы:

Что хотите делать?

О чем хотите говорить?

или не хотите делать (говорить)?

2.2. Интервенция при интроекции – интервенция на выявление убеждений, стереотипов.

Терапевт задает вопросы:

Откуда появилась эта идея ?

Почему так решили ?

Какие чувства возникают сейчас?

Может ли быть пересмотрено или нет ?

Ответ всегда должен подразумевать желание клиента отвечать на поставленный вопрос.

После каждой интервенции важно пересмотреть, что происходило и ассимилировать.

2.3. Интервенции при проекции. Любая часть истории клиента отвергается: Это сказанное не про меня. Важно эту часть присвоить.

Клиентка: «Он постоянно злой на меня.»

Терапевт: «Попробуйте сказать – я постоянно на него злюсь. Как вам это идея ?»

2.4. Интервенции при ретрофлексии. Ретрофлексия – это «НЕТ» клиента, сказанное самому себе. Интервенция проходит в четыре этапа:

— осознавание ощущения,

— осознавание чувства,

— отреагирование,

— ассимиляция.

2.5. Интервенции при дифлексии.

Задача терапевта, чтобы клиент направил энергию на предмет контакта, конкретный объект.

Терапевт : «Что вы чувствуете?»

Клиент: «У вас пятно на потолке, нужно делать ремонт»

Терапевт: «Вам сложно, говорить про чувства?»

Клиент: «Нет, интересно сколько будет стоить ремонт?»

Терапевт: «Я растерян. Мне грустно. А вы как?»

Клиент: «Я бодр и весел. Зачем грустить?»

3. При работе с полярностями. Техника работы с пустым стулом.

4. Телесный резонанс.

Терапевт ощущает процессы в собственном теле и уточняет с ощущениями клиента. Обучает чувствовать собственное тело.

Терапевт: «После Вашего вопроса у меня начал болеть затылок. А у вы как себя чувствуете?»

5. Амплификация, преувеличение. Это интервенция направлена на демонстрацию поведения с осознаванием того, что происходит. Касательно тех действий клиента, в которых есть ограничения-застревания.

5.1. Простое повторение того, что он говорит. Задача для клиента – понять и осознать смысл.

5.2. Усиление движения (ноги, руки)

5.3. Перевод телесных действий в слова.

6. Конфронтация со стереотипным высказыванием.

7. Поддержка ответственности клиента.

«Все вокруг все делают, кроме меня.», «Так случилось», «Это случайность» Клиент может оценить свой вклад делания/не делания в ситуации.

8. Интервенция фантазией. «Давайте представим : ……»

9. Отражение прошлого опыта клиента.

10. Обратная связь клиенту.

11. Выдержанная пауза.

12. Фрустрация привычного способа.

Данный вид интервенции рекомендуется применять только после формирования доверия (не менее 10 сессий)

Групповая психотерапия. Основы теории и общие знания

Групповая психотерапия — форма психотерапии, при которой специально созданная группа людей (психотерапевтическая группа) которая регулярно встречается под руководством психотерапевта для достижения следующих целей: разрешения внутренних конфликтов, снятия напряжения, коррекции отклонений в поведении, и иной психотерапевтической работы. Психотерапевтическая группа, терапевт который специализируется в гештальт психотерапии — это гештальт группа.

Терапевт смотрит на каждого участника группы отдельно, а так же на то, как сопереживания участников совмещаются и создают общую фигуру группы.

Терапевт это ловец атмосферы и фигуры (тела) группы. Из фона неясностей – рождается общая потребность, которую осознает терапевт и возвращает участникам группы.

При групповой работе важен setting, первоначальные договоренности это : правила поведения в группе, правило конфиденциальности, начало, время проведения, оплата, пропуск, закрытие группы, открытие группы, принятие новых участников, если участник выбывает – как происходит перераспределение оплаты. Критерии к участникам: возраст, исключение семейных пар, друзей, знакомых, коллег.

Setting направлен на формирование в группе  в первую очередь – безопасности.

Группа считается от 5 человек, при меньшем количестве участников не будут проявляться групповые процессы.

Личностно ориентированная терапия направлена на проживание блокированного жизненного опыта.

Задачи терапевтической группы :

1. Вывести заблокированное переживание участника группы на границу контакта и пережить блокированное переживание для закрытия гештальта и высвобождения энергии – для получения нового опыта.

2. Выяснить где утерян диалог клиента с миром.

3. Столкновение клиента (участника группы) с его проблемой, терапевт сталкивает клиента с его проблемой и с социальной средой (группой).

Различают следующие группы :

Т – группа, тренинговая группа. (Основоположник Курт Левин)

Это опыт взаимодействия участников группы с Лидером и получения коммуникативного опыта с Лидером и между собой.

Разделяют следующие фазы группы :

1. Фаза зависимости . На этой фазе участники избегают тревожности и проявления отношения к тренеру, как к учительской фигуре.  На данной фазе участник ведет себя так, как вел себя раньше с учителем в школе. Тренер – это манипулятор между участниками. Компетентность тренера не обсуждается, но ставится под сомнение.

2. Фаза взаимозависимости. Фаза очарования.

3. Фаза контр-зависимости , бегства. 

4. Фаза расширения, катарсис. Радостное возбуждение от принадлежности к группе Кризис между солидарностью и индивидуальностью. Разочарование – борьба. Сближение – блокировка. Близость – принятие. Сохранить единство/сохранить границы. Согласованная обоснованность.

На всех фазах – борьба за лидерство – всегда.

Гештальт группа или инкаунтер группы  (основатель Карл Роджерс) encounter – столкновение, схватка.

1. Фаза ношения социальных масок.

На этой фазе – столкновение социальных ролей. Участник группы ведет диалог из привычной социальной роли, в которой он привык быть и предъявляться социуму.

2. Прорыв чувств. Фаза агрессии

На этой фазе маски срываются социальные маски и идет борьба за искренность чувств – через проявление агрессии.

3. Рост самопринятия

После агрессии, встреч, столкновений – возникает глубокое проживания себя и самопринятия.

Терапевтическая группа. (Ирвин Ялом Групповая терапия, экзистенциальный подход).

Главное условие этой группы то, что участники находятся в терапевтических отношениях с ведущим.

Группа проводится — 1,5-2 час в неделю.

Группа терапевтическая и социальная – участник ищет ответ на вопрос : «Кто я в этой группе ?» Участники ищут жизнеспасительную роль, уважение, одобрение, — что важно в жизни ? Социально приемлемый способ, который вызывал бы одобрение или симпатию.

Группа ждет одобрение от ведущего.

1.Фаза – поиск и получение советов

2.Фаза – конфликт и агрессия.

Если ведущий терапевт не терпит агрессии к себе, группа будет всегда на 1 фазе.

3.Фаза – групповая согласованность – группа решается на близость, откровение и открытие себя.  Терапевт на данном этапе может не выдерживать теплоты и любви, возникает зависимость. Терапевт может бояться зависимости и отвергать это.

В группах развивается определенное настроение. Атмосфера это и есть совместность. Групповой терапевт исследует поле группы. Атмосфера внутри группы – за ней наблюдает терапевт.

Динамика процессов в группе.

1. В группе смотрим – кто инициирует ?

Важно – выслушать всех. 

За какими участниками – можно идти.

Задача, выяснить — что НЕ переживается в группе.

Любой конфликт – объединяет всех членов группы

2. В группах выстраивается совместное тело.

3. В группах развивает нормы и систему убеждений.

4. Группа идентифицируется по сплоченности и проницательности границ.

Группа ищет – «козла отпущения» — это выбор группы или выбор терапевта.

5. Группа постоянно изменяется в периоде времени.

6. Люди в группах различают позиции власти. Человек выбирает безопасную позицию. Хочет занять комфортное место. Те, кто привык быть на первых ролях, — будут бороться за власть. Участник ищет ответ на вопросы: «В какой степени я буду заметен ? Борьба или скрытность. Как я живу?» Группа – отвечает и говорит как. Плюс ответ участнику – на конкретную ситуацию.

Группа – это мир, наш способ предъявлению миру.

Терапевту необходимо смотреть как общаются люди и как предъявляют свои переживания в миру.

7. Группа показывает значение каждой личности.

8. Группа дает возможность для сравнения. Способ для самого себя. Уничтожает чувство одиночества.

9. Среда группы – говорит о том, кто ты есть.

Групповое решение – вместо норм и убеждений.

Как остаться в группе и ничего не переживать ?

Группа подтверждает теорию фокального конфликта. (Томас Шеллинг)

В группе совместное желание – конфликт между желанием и страхом, порыв души.

В каббале сказано, что в группе возможно понять Всевышнего.

Участие в группе – это всегда волнительно и познавательно как для участников, так и для терапевта !

Гештальт подход в консультировании организаций

Гештальт подход, его теория и методология позволяет успешно проводить консультирование организаций и компаний. В этой статье тезисно изложены основные принципы гештальт подхода при работе с организациями. 

1.Организационное консультирование это работа с социальной системой.

2. Законы социальной системы.

3.Организация, рассматриваемая в гештальт-подходе как живая социальная система, может быть представлена гештальт — консультанту через различные свои проявления (феномены): 
— структурно-организационные куда входит: структура, построение организации с точки зрения уровней, иерархия, содержание профессиональных позиций, должностные инструкции, описание бизнес процессов, KPI; 
— функциональные это способы личностно-деятельностных отношений; 
— аксиологические это гуманистическая миссия, стратегические и оперативные целевые и ценностные установки; 
— управленческие это система управления, потоки энергии в системе- информационные, финансовые, товарные (продукты деятельности) и др. 
Любой из указанных аспектов, строго говоря, не специфичен для деятельности гештальт-консультанта и является объектом деятельности для других специалистов: руководителей, менеджеров, финансистов, аналитиков. Однако, обучение специалистов теории контакта и теории SELF поможет установить контакт с необходимой потребностью.

Например: При знакомстве с работой отдела продаж одной из компании специализирующейся на розничном рынке мобильных телефонов, было обнаружено, что продавцы не интерсуются потребностями людей, которые заходят в магазин, а ждут пока покупатели сами сделают выбор. Этот факт можно классифицировать как ретрофлексия продавца на границе контакта с покупатетелем. Постепенное обучение продавцов общения с посетителями магазина, позволило изменить ассортимент магазина, ценовой сегмент и увеличть продажи на 15% в течении трех месяцев.

Уникальным предложением для руководителей и собственников компании от консультанта работающего в гештальт подходе можно рассматривать:

3.1. Изучение Поля компании, его витальности (жизненности)

3.2. Изучение феноменов на границе контакта системы с партнерами: компаниями, потребителями.

3.3. Совместное использование классического аналитического подхода и гештальт подхода.

Например: При знакомстве с учредителями компании был обнаружен длительный между личностный конфликт генерального директора с одним учредителей, в результате которого было велико внутреннее сопротивление и снижена эффективность работы в целом. В результате длительных переговоров конфликт был разрешен, что привело к увеличению производительности к запланированным мощностям и 100% загрузке производства.

Витальное Поле
    Витальное поле есть целостное поле конкретной социальной системы, которое определяет и поддерживает жизненно-важные процессы в системе — конституирование оптимальной структуры и системы функционирования и развития организации; защиты границ организации и поддержку элементов организации — отдельных работников; содержание и формы взаимодействия с другими внешними системами (клиентами, заказчиками, поставщиками и т.д.): создание основных продуктов деятельности организации, завершение гештальтов внутри компании.

4. Инструменты работы гешталь-консультанта.

4.1. Работа «сидя» — групповая работа: совещания компании, фокус группы, где гештальт-консульстант собирает фон и наблюдает за фигурой группы, выступая в роли наблюдателя или фасилитатора.

4.2. Работа “стоя” — консультирование, коучинг – обучение теории цикла контакта, теории SELF.

4.3. Индивидуальная работа с топ-менеджементом и учредителями.

4.4. Стиль «Шерлок Холмс» — аналитическая работа – сбор информации (фона), систематизация, анализ причинно-следственных действий, метод дедукции.

4.5. Стиль «Коломбо» — осознанное слияние с компанией, наблюдение за феноменологией, чувствование ситуации, интуиция.

5. Основные положения теории гештальта при работе с организациями.

5.1. Люди, сотрудники компании, совместно или порознь – осознают то, что происходит в данный момент. Они мобилизуют энергию с целью предпринять некое действие, которое позволило бы им конструктивным образом использовать новые знания и возможности.

5.2. Предполагается, что при осозновании дисбаланса в сфере личностного бытия естественным человеческим стремлением будет желание сделать что-то для поддержания равновесия.

5.3. Цикл контакта (кривая контакта)

Ощущение – Осознование – Действие – Контакт – Разрешение Свертывание – Отвлечение внимания, потеря энергии (интерес – желание – действие – получение)

5.4. У разных людей – разная кривая контакта, требуется время и со-настройка для объединения людей вокруг общей фигуры (потребности) группы.

5.5. Сформировать фигуру означает заинтересоваться чем-то или проявить неравнодушие и попытаться обозначит свой опыт. Поддержание контакта с фигурой в процессе ее формирования и есть «осознование». Пример – дерево состоит из бесчисленного количества листьев, веток, ствола, корней, это фон. Общая фигура – целостное дерево.

5.6. Для того, чтобы какой-то объект вызвал интерес, необходимо обладать способностью видеть, слышать, обонять, чувствовать вкус или осязать.

5.7. Объединение ощущений+чувств+мыслей = контакт с реальностью и дает энергию на получение требуемого.

5.8. Закон прегнантности – или закон равновесия. Гештальт всегда завершается самым простым способом. Люди стремятся завершить восприятие или действие и не успокаиваются, пока его не завершат.

5.9. Теория СЕЛФ плюс творческое приспособление. Работа с полярностями.

5.10. Наблюдение – обратная связь

5.11. Объединение рациоанальности (информации, данных) и иррационального ( мечты, чувства, образы, фантазии)

5.12. Любая работа гешталь-консультатнта это акт вмешательства – нарушение границы системы. Понятие сопротивления и работа с ним.

6. Как себя продать ? Что ценного для организации может быть в консультировании ?

6.1. Уникальность гешталь-консультанта это возможность работы с полем компании и совмещение аналитического и феноменологического метода: «Шерлок» + «Коломбо»

6.2. Привлекательность того или иного консультанта до определенной степени зависит от его умений и позиционирования.

Эти навыки не кажутся потенциальному клиенту необходимыми, если они только дублируют или отражают навыки и позиции, существующие в самой организации. С другой стороны, если ценности и подходы, составляющие репутацию консультанта, слишком далеко отстоят от границ возможного клиента, клиент вряд ли выберет такого консультанта или выработает сопротивление.

6.3. Правильное позиционирование, продуманный перечень услуг, терпение, компетентность , выгода для заказчика – залог успеха консультанта.

7. РОЛЬ консультанта для социальной системы.

7.1. Обучение систему-клиента навыкам, необходимым для понимания цикла контакта и для улучшения функционирования при проведении процессов осознавания, контакта и т.д. функционировать более эффективно.

7.2. Улучшить функционирование, обеспечить присутствие.

8. Памятка гештальт-консультанту по использованию цикла контакта.

8.1. Обращать внимание на свои внешние чувства, выборочно делиться наблюдениями и тем самым утверждать свое присутствие.

8.2. Прислушиваться к внутренним переживаниям – чувствам, мыслям, ощущениям, и выборочно ими делиться, тем самым также утверждая свое присутствие.

8.3. Сосредоточить внимание на энергии системы-клиента и на появлении или отсутствии тем или проблем (коллективных фигур), для работы с которыми имеется энергия. Действовать с целью поддержки процесса мобилизации (объединения_ энергии клиента с тем, что получилось в результате.

8.4. Облегчать возникновение беспрепятственных, содержательных контактов на высоком уровне между членами системы-клиента, включая и контакт с вами – консультантом

8.5. Помогать группе достичь высокого уровня осознавания происходящих ней общих процессов путем завершения «единиц работы» и учиться завершать «единицы работы» так, чтобы добиться «замыкания границ» вокруг проблемных зон, содержащих незаконченные дела.

Литература

Эдвин Невис «Организационное консультирование».

Лебедева Н.М. Лебедева А.А. «Организационное консультирование: гештальт подход»..

СТРУКТУРА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СЕССИИ.

Когда я прихожу к психотерапевту я прихожу с определенным образом себя. Когда я бегу, мне не интересно как я живу и я не задаю вопрос себе : «Кто Я?» . И тут я пришел к психотерапевту и вдруг ощутил, что остановился в повседневной гонке. И задал себе эти вопросы….

Без психотерапии можно обойтись, можно выжить, это не продукт первой необходимости.

Психотерапия нужна, чтобы жизнь стала красивая, чтобы заиграла всеми красками ! В большинстве случаев, если маленькая девочка вдруг перестала есть, — психотерапия нужна маме, а не девочке.

В зависимости от подхода, образования и личности терапевт выстраивает определенную структуру терапевтической сессии и я приоткрываю завесу тайны для клиентов и даю возможность для критики и выбора для психотерапевтов.

 

  1. ВАРИАНТ

 

1.1. На первом этапе возникает терапевтическая конфлюэнция, происходит настройка, чтобы чувствовать, самонастраиваться с клиентом

1.2. На втором этапе терапевт отстраняется – выясняет как ему находится рядом с клиентом, что ощущает, какие чувства.

1.3.Психотерапевт делает интервенции: гипотезы, вопросы, прорабатывает фон, прошлый опыт (бессознательное)

1.4.Как-то, что о себе знает клиент, как он проявляет себя с терапевтом, как он общается с терапевтом.

1.5. Ассимиляция – чтобы клиент принял полученный опыт.

 

Клиента не нужно вести к следующему опыту.

Очень важно сохранить свой мир, чтобы сохранить его мир. Очень часто клиент не готов, не услышит, он может обжечься от собственных осознаний.

 

Работаем только с тем, с чем готов с феноменологией. Не стоит поднимать острый вопрос за 15 минут до конца сессии.

 

  1. Вариант  Структура на цикле контакта.

2.1. Преконтакт, как себя чувствуешь, внимание телу клиента (своему телу).

2.2. Контакт – вопрос выбора, что ты хочешь ? высводить энергию на 1 шаге, здесь включаются: интроекции, проекции и другие нарушения.

2.3. Контакт – должно происходить действие, помогает совершить действие : ретрофлексия , много сдерживаний, необходимо освободить энергию.

2.4. Контакт финальный – должно происходить действие. Помогает совершить действие ретрофлексия, бывает много сдерживаний. Освободить энергию и сделать действие. Важно понять и ассимилировать полученный опыт. Что ты именно сделал ? Что с тобой ?

  1. Вариант Пятислойная модель

3.1. Уровень обмена клише, бессмысленнее вопросы, знаки – Как дела ? Как здоровье ? и т.д. Важно – не поддерживать болтовню.

3.2. Уровень – игр и ролей. Клиент демонстрирует привычный образ жизни при взаимодействии с миром. Предъявляется каким бы его хотели видеть. Задача – изучить и исследовать способ жизни и взаимодействия с миром.

3.3. Уровень тупика. То как клиент живет. Это не то как он живет и это не приносит никаких плодов. Тупик. Клиент не знает, что делать и куда идти. Антисуществование, пустота, потерянность. Задача – поддерживать тупик. Фазу не знания прожить. Необходимо прожить этот тупик вместе с клиентом. НЕ СПАСАТЬ !!! ПРОЖИТЬ ТУПИК!!!

3.4. Уровень внутреннего взрыва – имплозия, сжатие, внутреннего сжатия . Клиенту страшно и он начинает себя останавливать и очень сильно сдерживать. Очень много ретрофлексии. Он знает, что хочет сказать. Задача высвободить энергию, в свободной форме.

3.5. Уровень внешнего взрыва. Эксплозия – наружу. Подлинное выражение чувств клиента. Чувства выходят наружу и клиент их предъявляет.

Четыре типа эксплозии:

  • подлинного горя,
  • оргазма ( у сексуально заблокированных людей),
  • гнев,
  • освобождающейся смех.

И конечно в конце каждой сессии важно присвоить новый опыт, ассимиляция.

Как видно из перечисленных вариантов психотерапия – многообразна и изменчива, как творчество, искусство, как сама жизнь !

Понятие сопротивления в гештальтпсихотерапии.

Все виды психотерапии обязательно сталкиваются с феноменом сопротивления.

Сопротивление это когда нет результата и терапевт – не знает, что делать.

Сопротивление не только феномен терапии, но и реальной жизни. Это явно проявляется когда необходимо что-то сделать, но желания нет и постоянно действие откладывается или что-то (кто-то) мешает осуществить действие.

Сопротивление – это противодействие запланированному действию, либо мы не знаем, что делать. У нас всегда есть выбор — либо идти вперед и делать что-то либо все бросить и ничего не делать. Если не хочешь себя улучшать и познавать окружающий мир, значит ты никто – слюнтяй и лентяй, ты можешь изменяться и бороться или ничего не делать и быть таким как ты есть.

Одно из проявлений сопротивления это состояние когда: «Я хочу сделать, что-то, но не знаю как», в этом состоянии бессознательное – не контролируется, это потеря контроля.

Психотерапевт – анализирует сопротивление, что происходит, почему оно возникает.

В психоанализе — сопротивление это защита, которая скрывает истинное желание. Основная идея сопротивления в психоанализе состоит в том, что есть истинное «Я» и блок, который его закрывает.

В гештальтпсихотерапии – сопротивление важная функция, которая не ломается, а поддерживается. Сопротивление это скрытая неосознанная потребность. Например: Я вот сейчас пишу статья, а не хочу , облом и хочется спать. Я отдохну, выпью чашку кофе и буду делать дальше. Хотя бывает и так- я отдохну, выпью чашку и пойду гулять, ну ее эту статью! А на следующий день, вспоминаю, что есть недоделанная статья ! Беру и делаю.

Одна из задач терапии – осознание этой скрытой потребности. Когда противоположное желание – осознается. Если ты это делаешь, значит опыт успешный.

Наблюдая за феноменология тела – можно увидеть как сопротивление проявлется телесно, возможно увидеть куда тянет тело.

Терапевту необходимо поддерживать сопротивление, для того, чтобы оно вышло на границу контакта и стало явным.

Сопротивление часть жизни, а все живое – не совершенно. Совершенной может быть только скульптура из музея. Возьмите ее и живите с ней, в ней точно не будет сопротивления !

Упражнение № 1 на исследование сопротивления.

В парах – один человек терапевт, другой – клиент.

Клиент занимает определенную позу – на выбор, терапевт пробует своими действиями сделать так (телесно, не применяя физических усилий или устно), чтобы клиент изменил свою позу.

Упражнение № 2 на исследование сопротивления.

По четыре или пять человек.

1 часть.

Вспомните какой помощи и поддержки вам хотелось от родителей. Поделитесь со всеми 3-5 минут.

2 часть.

Попросите оказать помощь кого-то из группы. 5

Человек целостный, холистичный и сопротивление часть человека так же, как движение.

Изменения происходят тогда, когда человек становится тем, кто он является, а не тем кем он стремится быть.

Пока не признаешь, что ты тупая свинья – изменения не возможны. Изменения возможны если меняешь себя, а не картину вокруг.

Необходимо ответить честно на вопрос самому себе: Кто я в данный момент ?

Изменения происходят , если человек сосредоточен на данном состоянии.

Гештальтерапевт изменить ничего не может, только сам клиент, через осознавание своей ситуации. Волшебной таблетки – нет.

Ответив честно самому себе — Кто Я ? Какой Я? Возможно понять реальность и реально осознать текущую ситуацию.

Если же я пытаюсь быть своим «представлением» – сопротивление колоссально велико и изменения не возможны. Я вот здесь, на данный момент своих возможностей и в реальной ситуации. Лечение алкоголизма возможно только тогда, когда реально признается: «Да, я алкоголик, мне плохо, я болен и мне нужна помощь.»

Человек находится в постоянном конфликте – каким он должен быть в своих представлениях и каким он есть на самом деле. Итак получается, что человек никогда не идентифицирует себя с тем , кто он на самом деле.

У клиента и терапевта должны быть равные отношения, хотя терапевт всегда в более выгодной позиции.

Это очень хорошо когда есть конфликт: «Быть или не быть ?» Тогда возможны изменения, и в терапию приходят за изменениями.

Понятие сопротивления совершенно замечательно относится к бизнесу, компании, организации.

Чтобы сделать что-то новое нужно признать:

  • конечность своей жизни,
  • оценить свой ресурс,
  • признать ограниченность возможностей,
  • что хочу, но не могу.

Упражнение № 3.

В тройке – клиент, терапевт, наблюдатель.

1 часть. Ответ на вопрос: «Каких изменений вы хотите в своей жизни и от себя ?»

2 часть. Описываете в какой части жизни вы находитесь.

Два других человека собирают точку реальности и озвучивают ее.

Иллюзии и воображения помогают жить, но это не реально.

Жизнь проходит между иллюзией и реальностью.

Задача психотерапии — интеграция реальности.

В зависимых отношениях важно принятие бессилия. Бессилие это и есть сопротивление. Принятие бессилия может занять от 6 месяцев. И это первый шаг для перевод от патологической зависимости к другой функциональной.

Отношения постоянно изменяются. Одна из задач психотерапии предать гибкость отношениям. Отношения – подвижная материя, где нужно творческое приспособление.

Фрейд определил три вида сопротивления – анальное, оральное, генитальное, гештальт не разделяет, а использует сопротивление.

Чувство отвращения есть только у человека и оно настолько же важно как чувство удовольствия.

Кусок мяса на лугу не может стать пищей для коровы, для человека – может.

Отвращение – важно. Подавляя отвращение, мы теряем вкус.

Сопротивление сопротивления – подавление отвращения и тогда возникает оральная фригидность – я нахожусь в заморозке, ничего не чувствую.

Когда подавляется дентальная агрессия – возникает паразитизм – человек «сосун», который может только «присосаться».

Проявление неограниченного паразита – это человек для которого — постоянство самое главное, это люди которые считают, что им все и всегда должны.

Подавленные паразиты люди с преувеличенной скромность, но на самом деле скрывающие собственную жадность.

Сверх компенсированный паразит – не принимает пищу или пища как безопасность. Они думают: «Я буду в большой структуре и получу хорошую пенсию.», Я сделаю «заначки» на черный день. Однако «заначки» – не дают возможность жить и не дают новых денег, а деньги – только у счастливых людей, любящих жизнь.

Еда одна из важных сторон в жизни человека, как мы обращаемся с едой, так мы и живем в окружающем мире.

Упражнение №4

Клиент принимает позу – которая соответствует его проблеме.

Терапевт делает что-то, чтобы сделать клиенту счастье. Если не получается, принимает позу ту же, что и клиента.

Обсуждаем, что было.

Цикл контакта и механизм прерывания контакта в гештальтерапии

Реальность – она объективна и она субъективна, в зависимости от наших интересов.

Представьте себе фантазию: лето, ясный солнечный день и поле с пшеницей…. Могу предположить, что для фермера, хозяина поле с пшеницей это в первую очередь – урожай, для художника это может сюжет для картины, для влюбленных – романтическое место. Думаю, что у вас возникла своя собственная яркая картина связанная с пшеничным полем. Наши фантазии – связаны с удовлетворением наших потребностей поэтому наше воображение и рисует разные картины.

Одна их задач гештальт терапия – выяснение потребностей человека, которые он не осознает.

В сеансе психотерапии психотерапевт выявляет как клиент удовлетворяет или не удовлетворяет свои потребности.

Поэтому терапевт может задать вопросы:

  • Что Вы чувствуете ?
  • Что переживаете ?
  • Что с Вами происходит?

Вопросы задаются с целью акцентирования внимания на ощущения в теле. Физическое тело и психологическая личность – это единственные два инструмента познания как психотерапевта так и клиента.

В гештальттерапии приняты следующие понятия и термины:

Потребность – это то, с чем клиент пришел, глобальная проблема в жизни клиента. Обычно эта потребность в фоне (бессознательном) и постепенно проявляется в процессе терапии.

Запрос – это желание, здесь и сейчас. Запрос «здесь и сейчас» является проявлением внутреннего сознательного или бессознательного процесса.

Феномен – это то, что происходит во время сессии между терапевтом и клиентом: движения тела, микро – движения (моргания глаз например или качание головой), инотонации, громкость и сила голоса. Все важно и имеет значение.

Задача терапии – выявить повторение одного и того же действия (запроса), дать возможность получить новый способ удовлетворения потребности клиента. Длительный процесс от 20 и более сеансов.

Следует отличать потребность от запроса.

Безопасность — клиент должен себя чувствовать безопасно – и это задача терапевта.

«Дикий» клиент – клиент без опыта терапии, с острой проблемой. Необходима вводная сессия, задача благоприятно к себе расположить и обеспечить безопасность на протяжении первых сессий.

Контакт – откровенный диалог «по душам», встреча двух сердец, терапевта и клиента, выявление потребности человека во внешнем мире.

Разделяются следующие фазы контакта:

  1. Преконтакт ( 10-15 сессий)
  2. Контакт
  3. Финальный контакт
  4. Постконтакт, ассимиляция

Фазы цикла контакта

1.  Преконтакт

Контакт со своим внутренним полем. В этой фазе происходит опознавание потребности через чувства, ощущения, переживания себя, встреча с потребностью («что я хочу»).

2. Контактирование

Контакт с внешней средой – терапевтом. Поиск возможности удовлетворения потребности в этой среде, или понимание невозможности удовлетворения в этой среде. А также дифференцирование — насколько возможно удовлетворение, а насколько нет. При невозможности удовлетворения человек возвращается на первую фазу цикла. И вновь начинается поиск — от кого/чего могу или хочу получить удовлетворение потребности.

3. Финальный контакт, ассимиляция

Встреча с потребностью и объектом её удовлетворения. Большая активность в этой фазе направлена не на переживание себя, а на объект удовлетворения потребности

4. Постконтакт

Ассимиляция удовлетворения и выход из контакта (насыщение). Угасание возбуждения и активности.

5. Сопротивление

На этапе преконтакта возможно сопротивление как терапевту так сопротивление клиента самому себе. Как работать с сопротивлением, будет рассказано отдельно.

На этапе преконтакта терапевту необходимо — умение находить контакт, дистанцию с клиентом, необходимо — слушать интонацию и наблюдать за происходящими феноменами.

Психотерапия – это обмен, я существую когда я не один. Когда есть социум.

Психотерапия это исповедь – без отпущения грехов.

Психотерапия это граница между тобой и мной. Когда я встречаю тебя и мы говорим.

Реальность определяется нашими интересами и потребностями. В зависимости от наших интересов мы формируем реальность.

Мы смотрим как человек удовлетворяет или не удовлетворяет свои потребности в контакте, и как в жизни.

В психотерапии есть два инструмента в работе:

  1. Шеринг – рассказ об ощущениях
  2. Браунин – знакомство в парах

Одна из важных задач психотерапевта это выбор дистанции – удобно, не удобно, близко или далеко, а так же научиться находится рядом и сопереживать. Возможность предоставить свое искренне присутствие одна из задач психотерапевта.

Важно: делать паузы и слушать клиента.

Рекомендуемая схема (алгоритм) работы с клиентом.

1.  Выявление запроса

2. Установление преконтакта

3. Выявление потребности

4. Достижение остальных фаз контакта

5. Подведение итогов.

Все было бы просто если бы потребность клиента была понятна и не было бы нарушений на границе контакта с потребностью.

НАРУШЕНИЯ НА ГРАНИЦЕ КОНТАКТА ЧЕЛОВЕКА С ЕГО ПОТРЕБНОСТЬЮ ВО ВНЕШНЕМ МИРЕ

  1. Интроекция     Интрое́кция (от  intro — внутрь и jacio — бросаю, кладу) — бессознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты.  Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и пр. (интрое́ктов). Термин был предложен в 1909 году венгерским психоаналитиком Шандором Ференци.

Описание механизма, пример.

Мама кормит ребенка кашей, а ребенок не хочет , но учится заглатывать потому, что нужно. Ребенок не понимает нужна ему каша или нет. У ребенка – нет сил сопротивляться. Но так как его постоянно кормят, воспринимает кашу как свою. В конечном итоге ребенок воспринимает желание есть кашу – как свое собственное.

Мы заглатываем информацию – без анализирования и воспринимаем как свою собственную.

Лозунг : «Работа – тяжелый труд» — и мы идем и тяжело работаем.

Должен, надо, необходимо – это глаголы интроекции.

В конечном итоге ребенка начинает тошнить от этой каши и он начинает рвать, но так как считает, что есть кашу – его собственное желание – не понимает причину тошноты. Задача психотерапевта – выявлять такие интроекции.

«Ты — успешен !», «Ты — можешь !», «Ты — Лидер !».

Это лозунги бизнес тренингов. В результате этих тренингов возникает всплеск энергии, а потом ее недостаток. Как результат, человек нуждается в постоянных дополнительных дозах интроекции.

Упражнение на выявление интроектов:

В парах поговорите, вспомните детство. Вспомните — что хотелось делать, а про что говорили – должен. Пять минут проговорить партнеру : «Я должен……, «Я хочу……» и провести анализ.

1. Проекция

«Все мужики сволочи, а бабы стервы» , «Все вокруг враги и обманщики», все кроме меня. – это лозунги проекции.

Психотерапевт – почти всегда родительская фигура и у клиентов часто возникают проекции на психотерапевта – как проекции на родителей.

Пациент – проецирует отношения в семье на терапевта и терапевту важно слушать свое тело, а не разум.

2. Конфлюэнция или слияние

Когда рождается ребенок – у мамы возникает ощущение целостности с ребенком:

«Я — есть продолжение тебя».

Примеры конфлюэнции: Ромео и Джульетта, слияние с системой, с предприятием.

Здоровое слияние, это когда нет зависимости от другого.

Слияние и зависимость это одно и тоже.

Кофлюэнция второго рода – нахожусь в слиянии со своими чувствами, нет чувства насыщения. Человек не может понимать, что происходит.

3. Ретрофлексия – проекция наоборот . Я хочу сделать это тебе, а делаю себе. Хочу тебя убить, а убиваю себя. Выражается телесно, через психосоматику.

4. Профлексия — делаю подарки другим, хотя хочу получать сам

5. Дефлексия – когда у человека на простой ответ нет однозначного ответа. Распыление энергии, пустое философствование или размышления.

Пример дифлексии: Если бизнесмен не завершил одно, взялся за другое – будет иметь много маленьких, но не прибыльных бизнесов

6. Эготизм – тяга к совершенству, контроль над собой – не возможность расслабляться . Усиленный контроль над собой

7. Девалютизация – обесценивание , все ничтожества или я ничтожество. Проще обесценить себя, чем ценить.

Нарушения на границе контакта:

  1. Преконтакт — конфлюэнция.
  2. Контакт — проекция , интроекция
  3. Финальный контакт — ретрофлексия, дефлексия
  4. Постконтакт – эготизм, девалютизация, конфлюэнция

Отношения клиент – терапевт, как система с обратной связью

  1. Человек получает информацию об окружающем мире с помощью органов чувств, которую доставляет в мозг нервная система. Мозг анализирует полученную информацию в соотвествии с прошлым опытом и принимет решение к действию.
  2. Человек создает свою психологическую реальность, которую ощущает внутри себя. В этом понимании мы любим свои ощущения рядом с другим человеком, а не самого человека. Мы видим нашу собственную версию того, что происходит «вовне».
  3. Человек оценивает существующую реальность исходя из его опыта, знаний, врожденных способностей. Таким образом, объективная реальность может отличаться от реальности индивидуума.
  4. Реальность – она объективна и она субъективна, в зависимости от наших интересов. Поле с пшеницей – для колхозника – урожай, для художника – сюжет для картины, для влюбленных – романтическое место.
  5. Как еще человек может оценить реальность, кроме как сознанием? Ощущениями в теле, сновидениями. Наблюдением за реакциями других людей. С помощью приборов и аналитической способности ума.
  6. Изменяя свое сознание – изменяшь свою реальность. Изменяешь ощущения в теле – изменяешь сознание – изменяешь реальность.
  7. В нашем теле и психике существует непрестанная, неутомимая, первичная жизнь, которая наполняется бесконечной цепью желаний (потребностей).
  8. Что есть страдание? — это задержка, которую это стремление терпит от преграды, возникающей между нею и ее временной целью. Один из частых неразрешимых конфликтов это конфликт между удовлетворением собственных желаний и возможностью получить желаемое из вне.
  9. Счастье — это и есть удовлетворение желания, достижения цели. Счастье не может быть постоянным, могут быть лишь пиковые его моменты.
  10. У человека возникают проблемы – нет счастья, здоровья, денег и другие – другой человек –психолог или психотерапевт помагает ему увидеть ее. Психотерапевт это только зеркало, в которое можно посмотреть и книга которую можно прочитать. Психотерапевт – 356 человек по значимости в жизни клиента. Ответственность за жизнь человека в руках самого человека.
  11. Единственный инструмент в руках психотерапевта это он сам – его тело, его личность. Поэтому психотерпия может протекать по-разному, с разными психотерапевтами. Чем точнее психотерапевт, тем лучше психотерапия.
  12. Для более высокой точности необходим ко-терапевт. Желательно пара психотерапевтов М+Ж – для более высокой точности.
  13. Мы все находимся в едином поле Жизни, Бытия.

Симонетта Веспуччи и Сандро Биттичелли. «Идеальная» любовь в нарциссическом векторе.

Эпоха Возрождения и современность.

Что может быть общего между нами, и людьми эпохи Возрождения?

 

Изменились технологии, наука, но чувства не изменились !

История любви Сандро Ботичелли к Симонетти Веспучии – она удивительна. Симонетта Веспуччи – звезда Флоренции, дама сердца правителя Флоренции, она была идеальна и недостижима для скромного художника-ремесленника Сандро. Знала ли Симонетта о любви Сандро ? Скорее всего Сандро любил плод своего воображения, недоступный идеал ….

Симонетта даже умерла идеально, не успев состариться, в возрасте 23 лет.

Ее современник описывает похороны Симонетты: «С непокрытым лицом несли её из дома до склепа, и много слез она заставила пролить тех, кто видел её… Она внушала сострадание, но также и восхищение, ибо в смерти превосходила ту красоту, которую при жизни её считали не­превзойденной. В её облике явилась истина слов Петрарки «Прекрасна смерть на лике сем прекрасном».

Сандро Битичелли завещал, чтобы его похоронили рядом с Симонеттой в церкви Оньиссанти, что и было исполнено через 34 года после её смерти, как сообщает https://ru.wikipedia.org/wiki/Веспуччи,_Симонетта#cite_note-сто-4

И эта «идеальная» любовь дала плоды – шедевры Сандро Боттичелли.

Я не знаю, если бы Сандро полюбил обычную женщину и она нарожала бы ему детишек, создал бы он эти шедевры Красоты, которые удивляют наш современных мир?

Сложна любовь в нарциссическом векторе, но так прекрасна !

Как милые прекрасные невесты становятся психопатками «Старухами». Анализ фильма «Похорони меня за плинтусом».

Похороните меня за плинтусом» — российский фильм, снятый по мотивам одноименной повести Павла Синаева. Вышел на широкий экран 3 декабря 2009 г.

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Похороните_меня_за_плинтусом_(фильм)

«И враги человеку — домашние его.»  Мф. 10: 36

Актуальность фильма

Фильм рассказывает про семью , где живет восьмилетний мальчик Саша – внук, его бабушка Нина, дедушка Анатолий.

Действия происходят в 60-70 годы, в СССР. Дедушка Анатолий очень влиятельный и популярный народный артист СССР. Семья финансово достаточно хорошо обеспечена. Бабушка Нина– домохозяйка, нереализованная актриса, которая перехала из Киева в Москву.

Отец Саши — алкоголик неудавшийся художник. Мама Саши и его отец – живут отдельно, отдали сына на воспитание бабушке.

Главная тема

Семья – это зона риска № 1 для осуществления насилия, на примере фильма рассмотрим виды насилия, которые могут происходить в семья.

В первом эпизоде мы видим как осуществляет насилие «двойной зажим» Нина над своим мужем обвиняя его с одной стороны в убийстве мышонка, с другой стороны он выполнил ее просьбу. Таким образом мы видим один из видов межличностного насилия

В следующем эпизоде мы видим такой вид психологического насилия как газлайтинг – когда создается манипуляция о том что существующая реальность иная, чем оценивает ее личность.

Бабушка преднамеренно удалив лист на отрывном календаре говорит внуку:

« А для придурков календарь висит, посмотри», на календаре 29 января, в то время как у мальчика день рождения 28 января.

Данный факт в сочетании с преуменьшением способностей человека, занижением самооценки приводит к насилию на ребенком в целом. Речь бабушки Нины полна унизительных слов: «Идиот, предурок, дерьмо, жри, неблагодарный и д.р. » и наполнена интонациями на уровне крика.

Ребенок и дедушка ведут достаточно мирный диалог, и являются жертвами, бабушка является насильником, палачом, на которых проявляет свою власть.

Дедушка и мальчик , как и все жертвы периодически испытывают напряжение, тревогу, неуверенность в себе, бессилие, зависимость, безысходность, чувство вины, страх, бесправие и неполноценность.

Ребенок долго болеет, большим количеством болезней, которые скорее всего носят психосоматический характер.

Бабушка Нина также прибегает к физическому насилию, наносит подзатыльник, угрожает и запугивает внука : — «Задушу гнида собственными руками». Весь фильм насыщен агрессией бабушки Нины.

Можно наблюдать у бабушки Нины психоз и психопатическое поведение.

В одной из последних сцен, когда мать пытается забрать своего сына у бабушки Нины, с последней происходит удар и она умирает.

На похоронах все жертвы проявляют искренне горе по поводу смерти своего палача. В последних кадрах фильма можно только предполагать каким будет его будущее и его семьи.

Семья, вопреки общественному мнению, может больше нанести вреда, чем пользу личности, когда формат семьи не развивающий, а фрустрирующий.

Как происходит так, что милые и нежные невесты превращаются в «Старух», присваивая себе этот социальный архетип ?

Ответ на этот вопрос очень индивидуален.

Однако есть очень общее, что на мой взгляд, объединяет истории семейных трагедий, боли и страданий : потеря своих границ и слияние с другим человеком, потеря себя, своей реализации.

Тогда возможно незаметно превратиться в «Старуху» или «Старика» — вечно бубнящих и недовольных жизнью насильников-психопатов.

Это видно на примере фильма, когда Нина, будучи актрисой, забыла свое призвание актрисы и выйдя замуж «похоронила себя за плинтусом».