Особенности проведения гештальт-терапевтической группы.

Одной из задач гештальт-психотерапевта, ведущего группы, —  это принятие и осознание того факта, что он такой же участник группы как и остальные. Если ведущий группы выступает как эксперт, то это группа из терапевтической превращается в тренинговую, а психотерапевт становится тренером, коучем – педагогом.

            Терапевтическая группа создается для свободы жить участникам группы, а не свободы – жить так, как хочет тренер, ведущий группы.

            Терапевт переживает происходящее в группе, так как, он чувствует, рефлексируя и проводя одновременно анализ происходящих процессов, — не говорит, что делать и куда двигаться, а говорит о том, что происходит.

            Одним из полезных моментов в групповой работе это анализ векторов реагирования участников. Так например, участники с ярко выраженными психотическим вектором – «победят» участников в нарциссическом векторе, как хаос, который всегда побеждает систему.

            В группе происходит совмещение личностной проблемы участника группы с групповой проблемой. Терапевт видит и чувствует носителя групповой темы и помогает продвигать групповую тему.

Фазы групповой динамики.

Терапевтическая группа длится от 3 до 9 месяцев и более, проходит четыре фазы.

 I. На первой фазе, это начальная фаза группы, – происходит социальное приспособление участников группы друг к другу. На этой фазе участники испытывают тревожность, неизвестность , происходит изображение социальных ролей.

            Возникают вопросы у членов группы:

            Тема сплочения и безопасности – одна из ключевых тем первой фазы.

Раздробленный мир участников группы не насыщается, терапевт для этого проводит «столкновения» участников между собой.

            На начальном этапе участники знакомятся на своих проблемах. Знакомство происходит на единстве схожести проблем.

            Участники в нарциссическом векторе проявляются, но говорят не о том, не о проблеме группы. Такие участники могут покинуть группу в самом начале. Нарциссы первые отвергают, чтобы не быть отвергнутыми.  Участники в шизоидном векторе, как правило, рефлексируют, молчат.

            Все участники группы показывают свой привычный способ предъявления в мир.

            «Я так привык взаимодействовать в социальном мире !» — посыл участников на начальной фазе.

            Задача терапевта – показать каждому участнику, что он не один, а в группе, поддержать тему общности группы. Если это удалось, участники группы все сделают сами. Важно сформировать общность, а не рассматривать личные проблемы участников. Если нет общности, группа рефлексирует, — участники засыпают, отвлекаются или «залипают» в телефоне. Поэтому на начальном этапе важно не проводить терапию участников,  а поддержать интерес участников друг к другу.

Начальный первый этап может длиться от одного дня до 2-3-х встреч.

II. На второй фазе участники переживают два полярных чувства – желания рискнуть и быть видимым со страхом оценивания и страхом отвержения.        Возникающее чувство неполноценности, несостоятельности, страх негативной оценки вызывает вопросы у участников:

            Терапевт ищет  того, кто будет предъявлять себя и поддерживает этого члена группы, понимая, что все равно страх негативной оценки присутствует.

            Одной из тем участников группы на второй фазе может быть страх смерти:

 На самом деле это  мысли про желание жизни :

III. На третьей фазе интесивность работы падает. Общность группы разъеденяется и действия нет. Поэтому никто ничего не делает. Возникает кризис. Это сложный период для терапевта, на этом этапе нельзя на себя взять функцию – рассказать как жить группе.

            Единственный выход из кризиса тетьего этапа это спонтанное проявление чувств друг к другу. Как правило – это агрессия и злость, направленная участниками между собой и на терапевта.

            Происходит разрушение социальной обстановки. Если группа ведется в ко-терапии, может возникает злость и агрессия между ко-терапевтами, которая на самом деле, является нереализованной злостью или агрессией между участниками.            Происходит выделения себя из фона других и это часто проявляется как агрессия и злость:

            Страх сближения – одно из основных чувств участников группы.

Упражнения от ведущего при проведении группы уместны, если они выходят из фона группы, на всех фазах, а это не «домашняя заготовка».  

            Задача терапевта – показать какая проблема «тормозит» группу.

Очень часто, начиная вести группы, терапевт хочет провести тренинг, рассказать как жить другим, донести свои достижения, а на самом деле должен дать жить группе своей жизнью, отследить, осознать, проявить и интегрировать свои чувства в группе, найти в себе то, что не может найти группа и предъявить это группе.

            В этом плане важна ответственность терапевта, как готовность к встрече с ответом другого. Многие психотерапевты работают с балансом брать-давать в отношениях, с нарушением этого баланса. Это ложна концепция. Ответ есть всегда.  Ответ: «Иди на…», это ответ. Другое дело, что он может не устраивать.  Вопрос в том, почему мы получаем такой ответ ? Если мы получаем злость и отвержение, то почему ? В любом случае необходимо признать, что другой – дает, но не то, что мы хотим.

            Третья фаза напряженная для тех, кому сложно любить или тем, кто говорит, что их не любят (хотя они сами не умеют любить). Это «герои» третьей фазы. Самостоятельность и самовыражение уже не работает – важна любовь.

            Страх любви – в данном случае это страх подчинения. Участники путают любовь и близость с подчинением.  Тема третьей фазы – тема сближения и зависимости. Тема о не скорбности любви, а о не возможности любви. Терапевт поддерживает возможность любить.

            На третьей фазе происходит конфликт полярностей : гордость – унижение, свобода – любовь, независимость – служение. Участники группы хотят что-то получить, а не дать в замен. 

            Третья фаза это чередующиеся темы  в треугольнике : служение – унижение – любовь.

IV фаза – принятие собственной уникальной ценности и любви к себе, с ознованием причастности к группе. Данная фаза наступает достаточно редко на практике. Подлежит дополнительному изучению.

            Необходимо отметить, что при переходе с одной фазы на другую – достижения предыдущей фазы – блокируются. Например – предъявление себя блокирует ощущение и желание быть с другими или достижение второй фазы – способность говорить и проявлять себя – блокирует важность другого человека к себе.

            Постоянной задачей терапевта на всех фазах – это основание фигуры группы, возникающего контр-переноса.

            На всех фазах группового процесса терапевт должен выдерживать :

            Задача терапевта это фасилитация процесса на всех  фазах – помочь людям встретить друг друга. Всегда уместна фраза : — Говорите не про себя, скажите это другому. Терапевт рефлексирует (думает и чувствует)  задавая себе вопросы:

Терапевт откликается на основной посыл группы.

            Ценность группового процесса в осознании того, что есть присутствие с другим в комнате жизни, готовность идти к другому в риске отвержения или злости от другого, готовность к встрече с другим с пониманием неизвестности того, что произойдет, в получении удовольствия от этого риска, в создании новой реальности, во фрустрации старого способа и выработки нового способа взаимодействия с миром.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *